Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Добродетели верующего »
- Жизнь по духу – Откуда? Как? И куда?
Жизнь по духу – Откуда? Как? И куда?
Цель: Научить церковь, в чём суть жизни по духу?
Зачем Дух Божий носился над водой?..
Ну-с! С чего мы сегодня начнём? А давайте-ка с самого начала… там есть такое место, которое, не знаю как для вас, а для меня всегда оставалось абсолютно тёмным… Итак…
Быт.1:1,2 «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
А вы не задумывались, чего, собственно, Он носился над этой самой водой? Меня это всегда мучило… ну, не высшим же пилотажем Он там занимался? И не просто от радости там резвился? Тогда – зачем?
И вот сегодня, в качестве вступления к предстоящей теме, попробуем разобраться, что же произошло в этой самой тьме над водой?
Итак, первое действие Творца – создание вселенной (земли и неба).
И второе действие – в свежесозданную, ещё тёмную вселенную врывается Божий Дух. И первое вещество вновь образованной вселенной, которая подвергается Его воздействию – является вода! Зачем?...
Чтобы понять это просмотрим последовательно несколько стихов 1-ой главы, а именно – 9-ый, 11-ый, 20-ый с 21-ым и 24-ый с 25-ым. Эти стихи объединены одним общим свойством… Читаем:
Быт.1:9 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.»
Вода расступается и из неё выходит на поверхность созданная Богом до этого земля, становясь сушей.
Быт.1:11 «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так".
Земля производит растения.
Быт.1:20,21 «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо».
Вода производит часть животных (пресмыкающихся птиц и рыб).
Быт.1:24,25 «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо».
И опять же земля производит остальных животных…
А теперь выявим общую линию логики, проходящую через эти стихи:
- Дух Божий носится над водой –
- вода расступается и как бы рождает сушу –
- суша рождает растения –
- вода рождает часть животных –
- суша рождает вторую часть животных.
Вывод: после не объяснённого, но явного контакта с Духом Божьим вода, а от неё и земля получает свойство рождать, создавать, производить жизнь!
...источник жизни!!!
Но может быть логика наша притянута «за уши» и я не прав? Чтобы убедится, что логика тут железная, посмотрим ещё 2 места из Ветхого Завета. Итак, создание человека. Но мы прочтём не 26-ой и 27-ой стихи 1-ой главы, где говорится, что Бог создал человека, а 7-ой стих 2-ой главы, где описывается именно технология его создания:
Быт.2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Обратим внимание на главную деталь – Бог вдунул, буквально «вдохнул в ноздри» мёртвой куклы, созданной из пыли – жизнь!
Слова Дух и дуть и по-арамейски, и по-гречески, да и по-русски имеют общий корень.
Ещё одно знаменательное, а по мне так совершенно потрясающее место из Пророков. Видение Иезекииля:
Иез.37:1-14 «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии?
Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: `кости сухие! слушайте слово Господне!' Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев.
Вот, они говорят: `иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня'.
Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.
И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь».
Представляете эту картину! Да, современные фэнтази, напичканные компьютерной графикой, просто отдыхают! Вернее, являются убогим ремейком этого грандиозного зрелища!
Но главное в этом – то же воздействие Духа Божьего на мёртвую материю, которая после этого становится живой, то есть, в свою очередь, способной давать жизнь!
Дающий жизнь
А теперь продолжим наше исследование уже немного под другим углом. Для этого мы покинем Ветхий Завет и обратимся к Новому.
Лука 1/35, зачатие Иисуса Христа:
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Не просматривается ли здесь нечто общее с тем, о чём мы перед этим рассуждали. Контакт Духа Божьего с плотью производит жизнь!
Продолжим… Иерусалим. Ночь. К Иисусу тайно приходит Никодим (один из начальников иудейских, фарисей и будущий последователь Иисуса). Первый урок духовности.
Иоан.3:5 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Вслушайтесь в эти слова! От воды и Духа! Как бы сквозь тьмы тысячелетий пропели слова из книги Бытия: Рождение, правда, уже духовное! Но те же составные части!
И, наконец, ещё одно место из Нового Завета. Иисус, после своего воскресения появляется перед учениками и говорит им: Мир вам!
Иоан.20:22 «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого».
Абсолютное большинство толкователей Писания сходятся на том, что, именно в этот момент, произошло духовное рождение или рождение свыше, учеников. А в день Пятидесятницы – только их духовное крещение.
Ну, а теперь, подведём итог наших предварительных исследований. И суть его в двух словах из Евангелия
от Иоанна 6/63 «Дух животворит...»
И сегодня мы посмотрим на три стороны воздействия Духа Святого на верующего:
- рождение в духе,
- последующее затем духовное разумение,
- и вытекающая из него духовная жизнь.
Цель нашего рассуждения: попробовать понять (и я надеюсь, каждый это сделает для себя): А родился ли я духовно?
Мыслю ли я духовно? Живу ли я духовно?
Грани и пути духовной жизни человека...
Итак – имеем ли мы рождение свыше. Вернёмся к уже упомянутому нами ночному разговору Иисуса Христа с Никодимом.
Иоан.3:1-12 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?»
Обратим своё внимание на то, что Иисус обозначил для Никодима начало и конец или, если хотите, исходную точку и конечную цель духовности в земной жизни человека:
«…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»…
«…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»…
Причём, Господь делал всё возможное, чтобы, используя земные образы, показать окружающим признаки, приметы, свойства Царства Небесного…
…жемчужину, горчичное зерно, невод, закваску, сокровище на поле, посеянное зерно, царя с его слугами и т.д.
Он как бы говорил при этом: увидьте, посмотрите, присмотритесь, откройте ваши глаза! Если вы видите в себе нечто подобное – значит приблизилось к вам Царствие Небесное!
И особая примета рождения свыше:
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.»
Когда у человека внезапно появляется понимание Божьих истин, возникающее как бы неоткуда: Вот! Ничего не было! И вдруг мысль, или голос, или образ – и ты уже знаешь нечто, чего до сих пор не знал! И хочется знать ещё, но голос пропал, ушёл, и ты молишься и ждёшь Его возвращения, когда Он опять захочет просветить тебя… Знакомо? Значит у вас рождение свыше было! Во всяком случае, так говорит Писание!
Заглянем каждый в себя: с нами такое бывает? Если да, то мы – рождены свыше!
Ещё одна примета рождения свыше – вера в Иисуса Христа.
1Иоан.5:1 «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него».
Ну, конечно, скажет любой из нас – я-то верующий, значит я – рождён от Духа Святого.
Только одно уточнение: «вера, действующая любовью». Каждый из нас помнит, что
«вера без дел мертва» (Иак 2/20)
Но особенно к месту в нашем случае слова:
Иак.2:26 «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».
Наши дела свидетельствуют о нашей вере? Значит – мы рождены свыше!
И, наконец, ещё один показатель рождения свыше:
1Иоан.3:9 «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».
Но мы знаем, что не бывает людей совершенно не согрешающих. Но отличие возрождённых и невозрождённых принципиально: за возрождённых детей Божьих, на крайний случай, при согрешении – есть Ходатай:
1Иоан.2:1-5 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.»
Если мы стараемся изо всех сил не грешить, а если и согрешаем, то искренне каемся, зная, что и Господь наш Иисус ходатайствует за нас перед Богом-Отцом. Если это так – то мы рождены свыше!
И самый главный признак нашего рождения от Духа – мы сами становимся (помните! Как вода, как земля!) пусть вторичным, но источником жизни:
- Если мы благовествуем и по нашему благовестию люди приходят к Богу….
- Если мы молимся за не знающих Бога, за согрешивших и за отпавших и Господь по своей милости дарует им прощение…
Значит главная примета нашего рождения от Духа – способность дальше нести Его животворную силу в нас есть!!!
Второй важный этап духовной жизни верующего – мыслю ли я духовно?
Прекрасная иллюстрация неспособности мыслить духовно разговор в Капернаумской синагоге, который записан в Евангелии от Иоанна:
Иоан.6:45-63 «У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни.
Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Сей-то есть хлеб, сшедший с небес.
Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало.
Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».
Обратите внимание, эти слова были обращены к ученикам, и роптали – ученики, и соблазнялись – ученики, и не понимали – ученики.
Господь подчёркивал: Я не о плоти и крови говорю, и не о хлебе и питье говорю. Я пытаюсь на понятном вам языке открыть перед вами духовные истины! Да что же вы тупые такие?
Но… не понимали! Большинство не понимало и уходило от Господа. Не было рождения свыше, а, следовательно, и не было способности видеть духовное в явлениях и образах, о которых говорил Иисус.
Они слышали только страшные для еврея, слова о том, что надо пить кровь и есть плоть человеческую! Ужас! Вампиризм и канибализм!
Кор.2:14 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
А вот не могли судить духовно! Нечем было! Не было ума просветлённого Духом Святым, а плотской ум взрывался от этих слов! Просто не справлялся с ними…
Я вспоминаю случай разговора с женщиной-адвентистской:Вы соблюдаете субботу? – спросила она у меня. Я говорю: Конечно! Примерно седьмую часть своего времени (даже немного больше) я отдаю Богу!Нет! – упрямо вновь и вновь повторяла она, - день недели, субботу, вы соблюдаете?!Я ей говорю: Милая моя! Бог называет субботой не только седьмой день недели!
Неправда! – кричала она.
Я ей говорю: Давайте откроем:
Лев.16:29-31 « И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним; это – суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное».
Десятый день седьмого месяца мог быть любым днём недели, но Бог называет его субботой!
Но она, увы, не хотела видеть духовность субботы – она видела только листок календаря и всё!
Итак, если мы подходим с духовной точки зрения к явлениям окружающего мира и к духовным истинам, а не пытаемся ограничится только формой, уклоняясь от духовного смысла – значит мы духовно мыслящие люди!
Духовного должно становиться больше, чем плотского
Ещё одна сторона духовного мышления состоит в том, что размышления о духовном преобладают в нас над размышлениями о плотском:
Рим.8:5-7 «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
Помышления плотские суть – смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.»
- Если мы, видя чужие достоинства или богатство, – завидуем и думаем, как бы было хорошо, если бы вот у него это всё отобрали, а мне дали;
- Если мы, претерпев от человека, – вынашиваем замыслы о мести;
- Если мы – вместо того, чтобы слушать слово Божье на Богослужении, треплемся о своих домашних проблемах;
- Если мы, пренебрегаем прославлением, которое предназначено также для нашего духовного вразумления (Колос. 3/16).
Так вот, если всё это, увы, присутствует в нашей жизни, то никакие мы не духовные, а самые обыкновенные миряне!
Живу ли я духовно?
И наконец третий, важнейший этап духовной жизни верующего человека – а живу ли я духовно?! Как мы только что читали в послании
к Римлянам 8/5 – «живущие по плоти о плотском помышляют».
Но верно и обратное – как правило тот, кто помышляет о плотском и жить очень скоро начинает по плоти.
Выкиньте из своей жизни молитвы, чтение библии, прославление и поклонение Богу, слушание проповедей, посещение церкви, короче, всё духовное – и через очень небольшой промежуток времени вы будете жить типичной плотской, мирской жизнью со всеми её «прелестями». А дальше – потеря спасения, смерть и ад! И иного – не дано! Сознание определяет бытие! О чём ты мыслишь – так ты и живёшь!
Но иногда бывает, что человек вроде бы внешне живёт духовной жизнью. Только вот правильные духовные поступки у них происходят из плохих побуждений.
Иисус в Нагорной проповеди привёл, как пример, три стороны жизни верующего человека, которые, не смотря на своё кажущееся Богопочитание, могут быть, тем не менее, не угодны Богу:
Матф.6:1,2 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.
Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».
Матф.6:5 «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Матф.6:16 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Итак, милостыня, молитва и пост – напоказ, чтобы потешить свою гордыню. Ничего общего такая святость с духовностью не имеет! Гордыня – качество плотского человека. Есть она у тебя – даже не заикайся о своей духовности!
И если я выхожу на кафедру, чтобы показать церкви, какой я умный, а не для того, чтобы наставить и себя, и братьев и сестёр моих в Слове Божьем – да будет мне анафема!
И если я пою в прославлении, чтобы покрасоваться перед общиной, удовлетворить какие-то свои амбиции – да будет мне анафема!
А вот если я на этом месте стараюсь изо всех сил, как могу, служить Богу; если мой козлиный баритончик и сомнительный слух возбудит в ком-то из братьев моих ревность по делу Божьему. И он после служения подойдёт к пастору и скажет: Евгений Владимирович! Ну, чего Борисович мучается сам и мучает церковь? Бог дал мне неплохой голос и слух. Давайте я стану на его место! Я с радостью сойду в зал и уступлю это место более достойному… и скажу: Аллилуйя! Значит, я не напрасно трудился – у Господа появился новый служитель!
А если серьёзно: Ребята! Позарез нужны в церковном хоре настоящие мужские голоса – человек 5-6! А я? Я найду, чем заняться в общине…
Впрочем, вернёмся к нашим размышлениям… Итак, духовные поступки должны происходить из высокодуховных помыслов. Только тогда Бог считает их духовными! И никак иначе! В противном случае, ни о какой духовной жизни говорить нельзя.
Ну, что ж… Подведём итоги нашего размышления о духовности:
Итак, мы теперь знаем, что…
…основное воздействие Духа Святого на то, чего Он касается – животворение! Он даёт жизнь мёртвому, и передаёт ему способность производить новую жизнь.
Он, Дух Святой, пробуждая нас для духовной жизни, открывает наши духовные глаза и позволяет увидеть уже здесь, на земле, Царство Божие.
И Он же гарантирует этим наше вхождение в него.
Рождение свыше придаёт нам удивительную способность постигать Божие истины, закрытые от мира.
- Даёт нам чудо веры.
- Даёт силы противостоять греху.
- И нести слово о Христе другим людям.
Духовное разумение даёт нам привилегию смотреть с духовной точки зрения на происходящее внутри нас и вокруг нас.
- Мы всё более и более размышляем о духовном.
- И духовные помыслы приносят в нашу жизнь и духовные поступки.
И пусть всё это позволит нам пройти эту жизнь, сохранив спасение, и войти в Царство Божие.
Аминь.
Проповедник: брат А.