Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Место кротости в жизни христианина


Цель: Объяснить верующим – когда, в чём и как должна проявляться наша кротость.


Где ваши левые щёки, христиане?!

 

       Сегодня мы начнём нашу проповедь классически:


39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (Матф.5:39)


       Никто не будет возражать, что это место Священного Писания является самым общеизвестным примером, иллюстрирующим христианскую кротость?!


       Но в то же время – это пример вызывает, пожалуй, наибольшее внутреннее чувство протеста у любого человека и при его обсуждении чего только не придумают, чтобы мягко, но решительно избежать лобового его толкования. И говорят, что это такой образ, а на самом деле никакой щеки подставлять не надо – такое я сам слышал.


       Большинство толкований, которые я нашёл, вообще стараются «щёк» не касаться,  потихоньку обходя 39-ты стих Евангелия от Матфея молчанием! «Вторая рубашка» – ещё куда ни шло! Ну, в крайнем случае – «два поприща»!
       А вот щёки наши – оставьте, пожалуйста, в покое – это притча такая, понимаете? Это сказано в переносном смысле!
       Хотя кто здесь и что должен переносить – стараются не объяснять вовсе! Уж больно кротко! Слишком кротко!


       Но первое, что приходит нам в голову, когда надо что-то сказать о христианской кротости – это именно «подставить и левую щёку»! Ведь так?


       А теперь немного изменим классически ход проповеди:
       Есть ли сейчас в церкви люди, готовые подняться сюда, чтобы я ударил их по правой щеке? Ну, и конечно, они тут же поворачивают ко мне левую. А я бью ещё раз и по левой! Бить буду не сильно, но больно!
       Есть?! Отлично! Посидите пока на месте – ваше время ещё придёт.


       Желающих маловато!


       Тогда такая серия вопросов: Кто из присутствующих считает себя кротким христианином? Все! Очень хорошо!

      Тогда ещё такой вопрос: Кто с Господом больше года? А кто больше 5-ти лет? А кто больше 10-ти?

      Я хочу напомнить церкви, что кротость – одна из составляющих плода духа верующего человека.


К Галатам 5/22, 23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...»


       Без кротости – плод духа христианина – ущербен, незрел, зелен! И когда же мы собираемся созревать? Через 20-ть лет? Через 50? Через 100?
        В же чём дело?! Здесь действительно собрались незрелые христиане в которых нет кротости, или же призыв Иисуса подставить вторую щёку, отдать также и верхнюю одежду и проходить два поприща – только выразительный образ, яркая притча, не имеющая ничего общего с реальностью, как утверждают некоторые христиане… А может быть есть третий ответ?


       Вот над этим мы сегодня и подумаем.



Где кротость обитает?!



       А начнём мы с того, что попробуем определить место кротости в христианстве.
       Иисус в своей Нагорной проповеди говорил очень много нового и необычного для ушей иудеев. Но в то же время, абсолютно всё, что говорил Иисус – было в Ветхом Завете. Только вот какая беда, евреи не видели,  а во многих случаях, просто не хотели этого видеть.
       И Христу, а затем и апостолам приходилось постоянно доказывать прямую и непосредственную связь Ветхого и Нового Заветов.



       То же касается и кротости, как одного из краеугольных камней христианских принципов взаимоотношения людей между собой, а также людей с Богом.


       Не знали ли законники и фарисеи этих мест Писания?


18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. (Лев.19:18).
22 Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. (Прит.20:22)
6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. (Ис.50:6)
30 подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, (Плач.3:30)

Конечно, знали!


       Не знаем ли мы, христиане, этого места Писания? Иисус стоит перед первосвященниками и синедрионом.


67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (Матф.26:67)


      Что было бы с этими «плевателями» и "заушателями", если бы Господь захотел ответить насилием на насилие? Да Он бы только мигнул? Даже пылинки бы от них не осталось!!! Но разве Он сделал это?!


       В том же Евангелии от Матфея, когда описывается арест Христа, Господь успокаивает Петра:


От Матфея 26/ 53 «…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»


     Иисус сознательно не противился злу и как учил других, так и поступал Сам: подставлял вторую щёку не в переносном, а в прямом смысле!!! Я не только вас учу, ребята, но и делаю так же, как учу!!!


Обратимся теперь опять к Ветхому Завету…


      Если внимательно рассмотреть, то кротость заключается в абсолютном большинстве заповедей: Разве в том, чтобы любить Бога, повиноваться Богу, поклоняться Богу и боятся Бога нет кротости? Ведь без кротости – нет повиновения! Разве боязнь произнести имя Бога напрасно не включает кротости.

       Посмотрите, как об этом говорит…


Исход 20/7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».


       И человек, соблюдающий эту заповедь, трижды подумает, прежде чем раскрыть рот для произнесения имени Господа. Не кротость ли это?


       А разве в соблюдении субботы нет кротости?


Исход 31/14 «…и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего…»


       Мне кажется, что оснований для кротости здесь предостаточно!


       А в заповедях «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не пожелай достояния ближнего твоего» разве нет кротости? Ведь эти грехи совершались как правило из-за того, что ближний – лучше меня, богаче меня, имеет более красивую жену, чем я, чем-то обидел меня…


       И чтобы соблюсти эти заповеди, кротость просто необходима.


А теперь Новый Завет…


       Посмотрите, какая стройная система кротости выстроена в Новом завете:


       Вот взаимоотношение равных братьев и сестёр в церкви между собой:


К Филиппийцам 2/3 «…ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».


       Вот отношение младших ко старшим в церкви:


К Евреям 13/17 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно".


       И, наоборот, отношение старших ко младшим:


От Луки 22/25, 26 «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий».


       А теперь – отношение мудрых в церкви, ко всем остальным:


Иакова 3/13 «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью».


       Вот отношение в обществе между людьми:


К Ефесянам 6/1 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость».
К Ефесянам 6/5 «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу»
К Ефесянам 5/22 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу»


       И наконец, отношение к начальствующим в мире:


К Римлянам 13/1 «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».


       Обратите внимание – это именно всеобъемлющая система кротости. Все взаимоотношения пронизаны кротостью и смирением. И не только взаимоотношения между верующими людьми. Но и внутренняя жизнь христианина, его взаимоотношения с Богом,  насквозь пронизана кротостью:


       Не выставляй свою молитвенную жизнь напоказ, не делай цирк из своей святости, призывал Иисус в той же Нагорной проповеди:


От Матфея 6/5, 6 «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.

Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».


       Не выставляй свою доброту напоказ:


От Матфея 6/1-4 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».


       Мы можем смело сказать, что кротость должна быть одной из главных характеристик христианина.



А теперь посмотрим, что же мешает нам быть кроткими?!


       Ну конечно, на первом месте стоит гордыня. Но и не только гордыня сама! Здесь целый букет сопутствующих ей «достоинств»! Тут и страх, и жадность, и желание «выйти в люди» любой ценой, и самомнение, и обида, и зависть, и злоба, разногласья, и ненависть, гнев и многое, многое другое...

  • Мы боимся показаться незначительными.
  • Мы жалеем, когда приходится расставаться с какими-нибудь вещами.
  • Мы хотим заработать побольше денег.
  • Мы желаем, чтобы нас ценили.
  • Мы сопротивляемся, когда нас обижают.
  • Мы раздражаемся, когда с нами не соглашаются.
  • Мы переживаем, когда кто-то оказывается лучше нас.
  • Мы стараемся выйти победителями в споре.
  • Мы органически не переносим некоторых людей.


Как мы видим, достаточно много всего, что препятствует нам быть кроткими энд смирёнными!

 

Мир против кротости принципиально!

 

       Однако есть ещё нечто, что мешает нам быть кроткими... В этом мире, за стенами церкви, кротость не в чести. Наоборот, там всё построено на том, чтобы выдвинуться, стать известным, популярным…
       И пусть для этого надо топтать других, идти по трупам, выставлять себя в не самом лучшем виде – главное результат! А результат – это деньги, и немалые!


       А вот кротость и смирение в мире эквивалентно глупости, слабости, непригодности к жизни. Человек кроткий – это слабак, неудачник, тюфяк, лопух!


       И мнение это настолько сильно, что проникает в церковь и не отсюда ли «растут ноги» знаменитых христианских «движений преуспевания», желания христиан прорваться  в большой бизнес, в высокую власть, вплоть до анекдотического – завоюем ад для Христа!!!


       Но тем, кто вплотную сталкивался с бизнесом и политикой очень хорошо известно, что большой бизнес, как и большая политика абсолютно неразделимы с ложью, подлостью, воровством и попиранием слабых!


       Совместимо ли это с христианской кротостью и с христианством вообще?! Пусть каждый решит для себя сам!

 

Принципы мира и принципы христианства - антогонисты!

 

       Да и вся философия современного цивилизованного мира, который на 90% христианский (или скорее называет себя таковым) противоречит принципам христианской кротости.


        Посмотрите! Человеческая логика говорит о том, что кроткий и смирённый человек  ничего не добьётся в жизни, а  Писание утверждает совершенно противоположное:


Притчи 22/4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».


       Живущие в мире говорят – рви, подминай под себя, иначе у тебя ничего не будет, а Писание говорит:


От Матфея 5/5 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».


     Мир говорит – говори сам себе и всем другим, какой ты хороший, умный, красивый и у тебя будет устойчивая психика и всё в порядке, а вот Писание почему-то утверждает:


Притчи 15/4 «Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа».


        И расшатанная психика, сокрушённый дух, действительно очень часто встречается в среде удачливых и благополучных, имеющих язык хвастливый и прославляющий себя самого.

        Именно у кротких есть будущее, а не у тех кто кричит о себе, какие они умные, богатые, сильные, красивые, успешные!

         Не у владельцев дворцов, и лимузинов, не у супер-моделей, не у популярных артистов, политиков и бизнесменов, выставляющих себя напоказ и кричащих о своём успехе в жизни.


       Благодать и слава принадлежит кротким – так говорит Господь:


1-е Петра 5/5, 6 «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.  Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время».


     Это обещает Бог, а всё, что Он обещал до сих пор – сбывалось! Сбудется и это!!!

Кроткий!.. но смелый!

 

       Но есть нечто в христианстве, что, на первый взгляд, противоречит кротости. Это смелость, решительность и непримиримость, которые также необходимо иметь христианину.


       Мы уже вспоминали, что мы должны жить…


К Ефесянам 5/21 «…повинуясь друг другу в страхе Божием.»


       Но если мой брат во Христе предлагает мне нечто, что противоречит Слову Божьему – кротости тогда да не будет в моём ответе ему.


Ну представьте себе, что наступило, не дай Бог,  время гонений на церковь. Мы приходим в воскресение на богослужение, а тут ОМОН, милиция, пастырей похватали, а нас разогнали. И вот мой брат говорит обливаясь слезами: Пойдём, брат! Напьёмся по этому поводу!
Не будет ли правильным ответом решительное – отойди от меня, сатана!
И разве в этих обстоятельствах кротость уместна?


      Вспомним, что сам Иисус, говоря о Себе:


От Матфея 11/29 «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»


       В то же время не считал нарушением кротости изгнание торгующих из храма.


       А сколько в жизни ситуаций, когда жена повышает голос на мужа (не буду говорить – орёт), да всё это происходит ещё и в христианской семье.
А он – кроткий и смирённый, отвечает ей: Да, дорогая! Нет, дорогая! Уже и спросить нельзя – кто в доме хозяин, дорогая?!


       И если муж немедленно не поставит её на место, то он и сам согрешает, нарушая Писание, и её грех берёт на себя, потакая ей в её согрешении.


       Я не буду приводить места Писания – вы их все прекрасно знаете!



        Или допустим, представьте себе, что в конце богослужения я, как руководитель прославления делаю объявление:
Братья и сестры! Мне тут было видение от Господа! И на основании этого видения, со следующей недели в церкви «Голгофа» будет молитвенный кардебалет. Сёстрам принести пуанты, короткие юбочки и полупрозрачные кофточки! Будем прославлять Господа ногами!!! Аллилуйя! (Не смейтесь,  – это жизнь! И во многих церквях именно так всё и происходило!)
И не права  ли будет какая-нибудь из сестёр, которая скажет мне (пусть это прозвучит и грубо): А не пойти ли тебе, брат, к тому самому «господу», который дал тебе это видение! Сам одевай юбочку и становись на пуанты!


        Да, конечно, нужно «повиноваться наставникам нашим и быть покорными», но, простите, надо же и мозги иметь.


         И что бы я  вам не рассказывал, чтобы привлечь в новое, «такое благословенное» служение «молитвенной подтанцовки», ссылаясь на скакание царя Давида перед ковчегом и на прыганье бывшего хромого в храме – я прошу вас, не слушайте меня!!!


      Даже в страшном сне царю Давиду не приходило в голову на основании собственного танца устроить «Ансамбль плясок Каафовых» из левитов. (во всяком случае в Библии об этом – ни слова!


       И апостол Пётр, на основании скакания хромого не сообразил организовать танцевальное прославление «Имени исцеления у Золотых ворот». Ну, не пришло ему это в голову!


       Кротость перед старшими нужна, но ровно до тех пор, пока они не начинают требовать то, что расходиться со Святым Писанием!!!


       Поймите меня правильно – я не против танцев. Я сам люблю танцевать и с удовольствием танцевал и я верю, ещё потанцую – вот только жена моя будет со мной! Но причём здесь Богослужение!


       И всевозможные развлечения – футбол, баскетбол, клубы и кружки по интересам – это прекрасно! Но причём здесь церковные Богослужения!

Кротость и "кротость"

 

       А теперь вернёмся к началу нашей проповеди – я имею в виду притчу о подставленной левой щеке.


       Не расстраивайтесь те, кто не захотел выйти, чтобы получить порцию кротости по щекам – вы правильно сделали! В вас есть христианская кротость – с вами всё нормально!


       Кротость на показ – просто обратная сторона гордыни. Это тоже, что благотворительность и молитвы напоказ. Не нужно делать из веры – цирк!


       Но, если настанут времена тяжкие, и за веру, за имя Иисуса, кому-то из нас придётся снести издевательства, пощёчины и даже пытки – вот тогда у некоторых из нас будет шанс подставить левую щёку после правой не на учебно-показательной проповеди, а по настоящему.

       И тогда, я верю, мы вспомним слова Иисуса:


От Матфея 5/11, 12 «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас».


       Вот тогда нам пригодиться настоящая, а не показная, кротость!!!



       И ещё… Как любит повторять наш пастор, мы живём в благословенное время: нас не гонят, не упрекают за нашу веру, не запрещают собраний, не сажают в тюрьмы, не заставляют делать то, что противоречит Слову Божьему.
       Но возможно очень скоро, и Библия говорит об этом, наступят времена, когда мирские власти будут принуждать нас поступать против наших убеждений, против Писания, против Бога.
       И тогда, конечно, ни о какой кротости и смирении перед ними не может идти и речи. И у нас есть чёткая инструкция именно на этот случай:


Деяния 5/29 «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

       Продолжая тему противостояния греху, глупости и нарушению Божьих заповедей, я хочу напомнить церкви  призыв Господа к Иисусу Навину, перед вхождением армии Божьей в землю обетованную:


Иисус Навин 1/7 «…только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих».


       Для исполнения Божьих повелений нужна кротость в сочетании со смелостью и мужеством. И это совершенно не противоречит христианским принципам кротости и смирения . По отношению к врагу, к греху, к мирским соблазнам нам нужны именно твёрдость и мужество, а не кротость.


       Всему своё время и свой устав:  Время быть кротким и время противостать злу!


Екклесиаст 8/5 «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав…»


       И для кротости тоже!!!  Будем же мудры на добро – то есть на кротость, и просты на зло – то есть на грех!!!



Выводы:



       В заключении я хочу напомнить слова...

       ...из книги Притчей Соломоновых (11/2):  «…со смиренными – мудрость»


       И потому, будем кроткими, чтобы быть мудрыми… И будем мудрыми, чтобы знать когда и в чём нужно быть кроткими!


Подведём итог:


       Итак, мы сегодня размышляли над тем, что…

  • Кротость – штука жёсткая, а иногда и жестокая.
  • Соблюдение всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета возможно только при наличии в сердце кротости.
  • Принцип кротости пронизывает всю жизнь христианина – его взаимоотношения с Богом и с другими людьми.

       Мы определили что…

  • Кроткими нам мешает быть собственная наша гордыня и другие наши недостатки.
  • С дороги кротости нас пытается сбить мир.

       Кротость уместна…

  • Во взаимоотношениях с людьми, при определённых условиях, и всегда во взаимоотношениях с Богом.
  • Кротость недопустима, если толкает нас на дорогу нарушения Божественных принципов Писания и если ведёт нас ко греху и злу.


Аминь

 

Проповедник: брат А.