Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Суждение - Обличение - Осуждение

Суждение… обличение… осуждение…

 

Цель проповеди: Объяснить церкви, в каких случаях христианин имеет право на суд, обличение и осуждение.

 

 

Вступление

 

       В последние четыре месяца я неожиданно для самого себя стал активным блогером.
       Каждый день два-три часа я провожу в Твитере, Инстаграмме, Фейсбуке… Это три наиболее популярные в мире СоцСети. Посетителей у остальных – на порядок меньше.

       Причём, как вы, наверное, уже заметили, человек я не очень общительный.
       Я как-то случайно услышал, что молодёжь называет меня за глаза Одиноким Борисовичем.
       Видимо, потому, что я перед и после служения предпочитаю не общаться с братьями и сёстрами, а тихонько сидеть на стуле в уголке сцены.

       Чтобы избежать дальнейших разговоров по этому поводу, объясню в чём дело. А всё, на самом деле, очень просто: У меня от рождения была, да и сейчас есть, чрезвычайно насыщенная всевозможными событиями жизнь.
       И буквально с малых лет, да и до сих пор мне приходилось и сейчас приходится очень-очень-очень много говорить-говорить-говорить…
       И вот лет 20-ть тому назад мне это до смерти надоело!
       И потому последние пару десятков лет я стараюсь без необходимости рот не открывать.
       То есть собеседник я скучнейший и потому предпочитаю молча сидеть в сторонке.

       Кроме того, я считаю, что пословица «Молчание – золото» - справедлива! А три-четыре килограмма презренного металла мне бы сейчас очень не помешали…


       Впрочем, вернёмся к Соцсетям. Что же я там делаю, если не общаюсь?
       А цель у меня одна: завести как можно больше друзей, участников, посетителей, читателей, подписчиков… и по возможности затащить их на сайт нашей церкви с тем, чтобы хотя бы у одной сотой процента из этих людей появилось желание посетить нашу церковь.

       Но как можно в Сети привлечь посетителей, не общаясь с ними?
       Я избрал простой способ: я ежедневно выбрасываю на свои аккаунты интересные материалы из нашего церковного сайта:

  • Проповеди;
  • Псалмы;
  • Стихи;
  • Описание служений;
  • Информацию о предстоящих служениях.

       А поскольку на сегодня на сайте «Голгофы» 2500 страниц и каждую недели 2-3 ещё и прибавляется, мне на мою операцию «Захват Соцсетей» информации ещё на пару лет хватит.

       И хотя общения с посетителями моих аккаунтов я всячески стараюсь избегать, каюсь, при всей своей нелюбви к всевозможным дискуссиям, я иногда срываюсь и пишу комменты к той бредятине, с которой иногда сталкиваюсь в комментариях и вопросах в созданных мной тематических группах… А их уже сейчас больше двадцати.
Видите ли, я твёрдо убеждён, что в спорах никакая истина не рождается! Она в них как правило наоборот заваливается до полной невидимости руганью, взаимными оскорблениями, обидами и глупостями…

      Но у споров есть одна положительная черта: Иногда они дают пищу для размышлений… и темы проповедей.

       Потому что, скажем так, не очень далёкий человек может задать такой вопрос, на который сто мудрецов будут годы искать ответ.
       Так вот недавно, одна вредная старушка написала в моей группе, которая называется «Христианская карикатура», на Фейсбуке, своё «Фе».

Цитирую дословно: «У христиан нет карикатур, они есть в мире. Нам Бог запретил осуждать и критиковать».

       И чего я решил ей отвечать – не знаю! Но из этого семечка родилась сегодняшняя проповедь. Спасибо тётя Таня! (её Татьяной Вертиенко зовут).

 

Судить или не судить?

 

       Итак, поехали…
       И начнём мы с мест Писания, которые подтверждают правоту тёти Тани:


Матф.7:1 «Не судите, да не судимы будете».
Лук.6:37 «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
1Коринф.4:5 «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».


       Три места Писания! Доктрина, однако!

       Остаётся поклонится тёте Тане, согласится с её правотой и с криками «Мийа кульпа!!!» уничтожить карикатуры на нашем сайте…


       И я бы так и сделал,… если бы не несколько «Но…».

 

Ветхий Завет: СУДИТЬ!


       Итак, поехали!.. Первое слово в Писании о суде, нет! Даже о приказе от Бога человеку судить и рассуждать прозвучало в Книге Бытия:


Быт.18:18,19 «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем».


       Смотрите! Бог заповедал (т.е. приказал) народу, который произойдёт от Авраама «творить правду и суд»
       А мы наследники Авраама, через веру! Не так ли!
       Значит и мы обязаны жить по правде, т.е. в соответствии с Божьими истинами, и совершать суд, т.е. принимать после рассуждения решения в соответствии с Божьей истиной. Слова «рассуждать», «рассудить» происходят от слов «судить», «суд», т.е. размышления и оценка того, что правильно, а что неправильно. Ну, и, конечно, вынесения после рассуждений вердикта или приговора по обдумываемой проблеме!

       Итак, от отца Авраама его наследникам была поставлена задача «творить правду и суд», то есть совершать свои дела предварительно размышляя, рассуждая, опираясь на Божьи истины.
       Но это означает также и оценивать, обсуждать, судить дела других людей с точки зрения соответствия правде, истине! Что это именно так мы убедимся в наших дальнейших рассуждениях…

 

Пророки: СУДИТЬ!


       И в последующие времена Бог неоднократно призывал людей поступать именно так – творить суд и правду:


Ис.56:1,2 «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого…».

       Назван блаженным человек рассудительный (т.е. оценивающий происходящее с точки зрения хорошо-плохо!) и придерживающийся истины, «сохраняющий суд и правду».


       Бог повелевает пророку Иеремии -

Иер.22:2,3 «…и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сём».

       Обратите внимание, Господь обращается не только к царю, но и к его слугам, и ко всему народу: «производите суд и правду!»


Иез.18:5-9 «Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог».

       Здесь описывается поведение праведника, который обязан творить суд и правду:
       Жить сам по заповедям и судить других в соответствии с ними!

 

       Итак, в Ветхом Завете обязанность (подчёркиваю, именно обязанность!) производить суд и правду вполне очевидна.

 

Обличать!


      Но прежде чем перейти к отношению к суду, к суждению в Новом Завете, давайте рассмотрим, очень подробно описанный в Ветхом, ещё один обязательный этап процесса рассуждения, суда – обличение!

      Уточним в словарях, что такое обличение?


Обличать: высказывая правду, порицая, разоблачать (обман или какие-л. отрицательные явления). Обнаруживать, показывать, раскрывать.


       Человек обличает в основном другого человека, но может существовать и самообличение, когда человек понимает, что совершил нехороший поступок. Подобное мы знаем и из Писания:


Рим.2:14,15 «…ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.»


       Я не буду полностью читать места Писания из Книги Притч, касающиеся обличения (их несколько десятков). Я просто перечислю эпитеты, которыми награждаются те, кто не любит обличения, и те, кто их любит:


       Не любящий обличения:

  • Ненавидит обличителя;
  • Блуждает;
  • Невежда;
  • Буйный;
  • Глупый; 
  • Распутный;
  • Не радеет о своей душе;
  • Погибнет.


       А теперь любящий обличения:

  • Любит обличающих;
  • Любит наставление и знание;
  • Понимает наставление;
  • Мудр;
  • Благоразумен;
  • Приобретает разум.


       И ещё несколько слов из Притч в отношении обличителя:


Прит.25:12 «Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха».
Прит.24:24,25 «Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение».
Прит.28:23 «Обличающий человека найдет после бОльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком».


       Видите, какую высочайшую оценку даёт Господь через автора притч тем, кто рассуждает, судит и обличает ближнего своего!

 

Суды Нового Завета


       А теперь обратимся к Новому Завету и к тем обличениям, которые обрушила на меня в Фейсбуке тётя Таня: Судить нельзя! И на основании этого христианские карикатуры недопустимы!


      Давайте разберёмся последовательно, за что, кому, когда и кого судить нельзя;
       А за что, кому, когда и кого судить обязательно нужно!
       Я настаиваю на последнем утверждении, на словах «судить нужно» и сейчас попробую это доказать Писанием, мало того, именно Новым Заветом.


       И начнём с Евангелия Матфея, 7-ой главы:


Матф.7:1,2 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».


        Абсолютное большинство христиан воспринимает это как всеобъемлющий запрет на суждение, на суд.

       Мало того, в этом месте Писания звучит прямая угроза судить тем же самым судом того, кто судит других. Что придаёт особую весомость словам обличающих обличителей!
      У меня нет возражений, что это действительно заповедь, закон.

Но… этот закон, как и любой из законов, установленных Богом, имеет свою территорию действия.
Я уже приводил этот пример ограничения действия законов, действующих во вселенной, строго определёнными рамками:
Законы гидравлики действуют только в жидкостях, законы аэродинамики – в газообразных средах, законы механики – по отношению к материальным телам, законы социологии – в обществе, законы биологии – в живых телах… и т.д. и т.п.
И нельзя применять «втупую» законы, действующие в одной среде – к другой!


       Как это относится к прочитанным нами первому и второму стихам 7-ой главы Евангелия от Матфея?

       Чтобы понять это, посмотрим на всю предыдущую, 6-ую главу, и на последующие стихи 7-ой, …т.е. на контекст:
       Почти вся шестая глава призывает учеников Христа не уподобляется лицемерам и фарисеям: 

  • Христос в ней осуждает милостыню напоказ, молитву напоказ и пост напоказ…
  • …а также предостерегает от сосредоточения на земных богатствах.


       А вот в седьмой главе, после наших спорных слов о суде, Христос ещё раз как бы возвращается к лицемерам и фарисеям и говорит:


Матф.7:3-5 «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».


       А давайте мы предположим, что Матфей последовательно излагал речь Христа в Нагорной проповеди, и все слова 6-ой главы и с 1-го по5-ый стих 7-ой всё время предостерегал учеников от лицемерия и фарисейства.

      И слова, и запрет «не судите» относился также именно к ним, к лицемерам и фарисеям!

       То есть, если ты напоказ милостив, а в душе жаден, напоказ молишься, а внутри равнодушен к Богу, напоказ постишься, а в сердце считаешь это бременем… если ты рвёшься к богатству земному и не радеешь о богатстве небесном…
       То ты не имеешь права судить других, поскольку Бог видит твоё сердце, в котором нет истины Божьей, а потому и нет права судить!
        Поскольку твоим бревном в глазу, ты просто убьёшь ближнего при попытке «вынуть сучок из глаза брата твоего».

       Именно к фарисеям и лицемерам обращено грозное предупреждение Мессии: вы праведники только напоказ, а внутри вас грязь и грех! А потому никакого права судить вы не имеете!


Как нельзя ставить судьёй человека аморального в мире (он те насудит!), так нет права судить у якобы верующего, который фактически халдей! И цена суждению такого человека – грош!


      Вот так я понимаю это место Писания! (Если вы не согласны, можете подойти после служения и я с удовольствием выслушаю ваши возражения)

 

...и о том же у Луки...


       Вот такое можно увидеть, если внимательно присмотреться, из 1-го и 2-го стихов 7-ой главы Евангелия от Матфея. А чтобы подкрепить свою правоту, я хочу обратить ваше внимание на параллельное место в 6-ой главе Евангелия от Луки. Оно, как мы уже прочли, тоже о суде.

       На 12-ть стихов раньше, перед словами о суде, которые находятся в 37-ом стихе 6-ой главы есть также как и у Матфея прямое обращение к лицемерам, фарисеям и приверженцам земного богатства, которые смеялись (Лук. 16:14) над заповедями Христа:


Лук.6:24-26 «Напротив, горе вам, богатые!...

Горе вам, пресыщенные ныне!...

Горе вам, смеющиеся ныне!...

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!...»


       И далее Иисус учит учеников поступать в противоположность осуждаемым Им фарисеям и лицемерам, судящим других, но сами поступающим намного хуже.
       Ученики Христа должны: любить врагов, благотворить ненавидящим, благословлять проклинающих, молиться за обижающих, быть добрыми и милосердными.

       И после наставления в праведности в 39-ом стихе 6-ой главы Луки звучит очень интересное, на мой взгляд, обобщение всего вышесказанного:


Лук.6:39 «Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?»


       Расшифруем: обличать, осуждать, судить, обвинять в слепоте ближнего – может только зрячий!

       Фарисеи и лицемеры, которых Христос называл слепыми (в 26-ом стихе, 23-ей главы Матфея!) – такого права не имеют! И именно об этом говорят оба места Писания и у Матфея и у Луки.


А теперь посмотрим, в каких случаях, кого, за что и кому Новый Завет позволяет, а иногда и обязывает судить?!


       Но прежде, чем начать говорить об этом, я хочу напомнить призыв апостола Павла – быть рассудительным:


Еф.5:17 «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия».


       Обратите внимание, он тут же указывает на фундамент, на котором должна строится рассудительность христианина – воля Божья!
       То есть обсуждать, судить мы можем только на основании Божьих законов, которые обязаны познавать (в этом месте Писания Павел использует повелительное наклонение глагола «познавайте»!)


       Итак, кого, за что и когда мы должны судить?

Конфликты в церкви


       Начнём с ситуации, описанной апостолом Павлом:


1Коринф.6:1-5 «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?»


       Хочу обратить ваше внимание на очень знаменательные слова в этом отрывке: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?»

       Фактически судЯ сегодня себя и ближних, мы нарабатываем юридическую практику для будущего суда, в котором именно мы будем судьями! Не больше, не меньше!
       А сегодня мы имеем данное Богом право судить между своими, в случае возникновения конфликтных ситуаций. Имеем право судить! Я настаиваю на этом!

 

Кандидатов в служители


       Второе поле деятельности для нашей юридической практики – мы должны рассудить, кто из нас имеет качества, необходимые для служения епископам, пасторам, дьяконам и прочим служителям.
       Чтобы выдвигать на ответственные служения в церкви людей пригодных для этих служений:


1Тим.3:1-13 «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».

  • 19-ть качеств епископа;
  • 9-ть качеств дьякона.

        И надо разобраться, рассудить – присутствуют ли данные качества у человека? И только после этого ставить его на служение.

 

Учение в церкви


       Третья площадка для наших суждений – учения, которые мы слышим в церкви:


1Иоан.4:1 «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».
1Коринф.14:29 «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают».
Матф.7:15-20 «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их».


       И образцом для нас в обсуждении правильности того, что мы слышим церкви – являются верийские верующие:


Деян.17:11 «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».

       Итак, мы имеем право судить о правильности, соответствии с Писанием, того, что мы слышим от служителей и братьев и сестёр!

 

Людей с нетвёрдой верой


       Ещё одно поприще, на котором требуется рассудительность, наше отношение к людям с нетвёрдой верой, слабым или наоборот, слишком пылким. И прежде чем приложить то или иное усилие по решению проблем этих людей надо подумать, оценить, рассудить, а как же им помочь?
       И апостол Павел говорит об этом в 1-ом Послании к Фессалоникийцам:


1Фесс.5:14 «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем».

       Чтобы оценить, в чём проблема человека, нужно исследовать его поведение, понять, что им движет, оценить в чём его слабости и решить, что именно ему поможет? Не так ли?
       И в этом тоже есть элемент суда!


       Здесь же нужно отметить особое отношение в суждении, обличении и осуждении людей с нестойкой верой:


Рим.14:1 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях».


       Хочу заметить, что вся 14-я глава Послания к Римлянам посвящена вопросам взаимоотношения людей имеющих твёрдую веру с людьми сомневающимися, нестойкими в вере и слабо знающими Писание. Но… обратите внимание, что отношения эти касаются только и исключительно малосущественным вопросов еды, питья и соблюдения дней недели. И только об этом!


       И потому слова Павла:


Рим.14:10 «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов».
Рим.14:13 «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну».

       Эти слова накладывают запрет на суд и осуждение исключительно этой группы верующих и исключительно по этим вопросам!

       Нельзя вырывать их из контекста и возводит в доктрину полного запрета суда, обличения и осуждения среди христиан. Как это делают, увы, очень многие.

       И если немощный вере превращается в грешника, то осуждать его и обличать его настоящий христианин просто обязан! О чём будет речь дальше.

 

Грешники в церкви


       И в связи с этим мы переходим на следующее малоприятное поле для суждений, (да нет, пожалуй, всё-таки для суда!) – грешники в церкви. Прочту место Писания в Современном переводе:


1Кор.5:9-13 «Я писал вам в своём письме, что вы не должны общаться с блудниками.

Я вовсе не имел в виду, что вы вообще не должны общаться в этом мире с теми людьми, кто блудит, или с теми, кто жаден, или с мошенниками, или с идолопоклонниками. В таком случае вам бы пришлось вовсе покинуть этот мир.

Вот что писал я вам на самом деле: вы не должны общаться с теми, кто называют себя братьями во Христе, но повинны в блуде или жадности, или поклоняются идолам, или являются клеветниками, пьяницами, мошенниками.

Даже трапезы не разделяйте с такими людьми! Какое мне дело до осуждения тех, кто не принадлежит к церкви?

Но разве не должны вы судить тех, кто принадлежит к церкви?!!! Бог будет судить тех, кто не принадлежит к церкви.

В Писаниях сказано: «Изгоните порочного из своей среды».


       Конечно, прежде чем поставить на человеке клеймо блудника, нужно тщательнейшим образом разобраться, рассудить – а действительно ли это так?
       Но после того, как было найдено, что это действительно так – выносится приговор… и я не побоюсь этого сказать – совершается казнь!
       Потому что, изгнанный из церкви грешник – идёт в ад! Это фактически смертный приговор!
       Конечно, это происходит в том, и только в том случае, если грешник отказывается от признания своей вины и покаяния…

       Но пока человек жив, у него есть право на покаяние:


Иез.18:23 «Разве Я хочу смерти беззаконника? - говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»


       И ещё, то, что относится к обличению грешников – публичность в отношении определённой категории согрешающих служителей:


1Тим.5:19,20 «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».


       Жестоко? Да! На мой взгляд это просто ужасно! Какой позор церкви и соблазн для нестойких в вере и мира!

       Но тут я думаю уместно вспомнить очень жёсткие слова Христа:


Матф.18:7-9 «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную».


       …и в связи с Иудой Искариотом, соблазн пришёл в сообщество апостолов через одного из них!

       Грех в церкви, безусловно должен быть тщательно расследован, и осуждён! Но для этого, церковь должна сидеть в судейском кресле для такого расследования. А не отговариваться вырваными из контекста словами «не судите!»

 

Отделение от мира


       И, наконец, у меня нет сомнения, что главная для нас судебная процедура – отделение от этого мира. А для этого мы должны размышлять, оценивать, судить, что подобает христианину, а что – нет?


2Коринф.6:14-18 «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».


       А для того, чтобы рассудить понять и принять решение (т.е. вынести приговор!) что чисто, а что нечисто, нужно очень хорошо знать Божьи законы, недаром в Ветхом Завете «суд и правда» всегда стоят рядом. Рассуждай на основании истины! Вот что это означает.


И ещё несколько ограничений, вводимых Господом на наши суды


Не судите других по внешности.


Иак.2:1-4 «Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?»


       Обратите внимание, здесь нет ни слова о запрете суда вообще. Но подчёркивается, что судить надо не по внешним признакам, а по тому, каков человек внутри.

       На этом же настаивал и Христос:


Иоан.7:24 «Не судите по наружности, но судите судом праведным».


       И здесь Спаситель не говорит: не судите вообще!. Но призывает: судите судом праведным! В соответствии с Божьими законами…

 

Не мудрствовать сверх Писания и не превознасится над судимым


       Второе и третье ограничение на наш суд находится в очень непростом месте Писания, где, на первый взгляд, апостол Павел решительно противится тому, чтобы верующие судили друг друга:


1Коринф.4:1-6 «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим».


        Начнём наше рассуждение над этим местом Писания, с конца, с 6-го стиха: Не мудрствовать сверх Писания и не превозноситься друг над другом.

       Коринфяне всё равно судили о служении апостола, и это видно из его предыдущих слов.

       И он призывал их в этом суде не выдумывать своё, а ограничиваться в суждениях опорой на Божьи истины (о чём мы неоднократно сегодня уже вспоминали).

       Также он здесь подчёркивает, что целью суждения должна быть не попытка втоптать в грязь судимого, чтобы возвыситься над ним. А объективная оценка его служения.

       Ведь в данном месте Писания речь идёт именно об оценки работы служителей.


       Причём в, казалось бы, пренебрежительном отношении Павла к суждению о нём коринфян, на мой взгляд, главным является здесь то, что он убеждает читателей своего Послания, что суд человеческий стоИт намного ниже суда Божьего.


       И человек, которого обсуждают и осуждают в церкви, при всём при том, прежде всего должен заботится о высоком мнении о нём Господа, а уже во вторую очередь – людей.


       А совет апостола Павла «не судить никак прежде времени», на мой взгляд просто предупреждение о нашей высокой ответственности перед Господом за наши суждения!

 

Суд не место для злословья и оскорблений


       И последнее ограничение на наш суд можно увидеть в Послании апостола Иакова:


Иак.4:11,12 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»


       Злословье, то есть оговоры, оскорбления недопустимы в деле суда.


       Что же касается того, что судья земной не является исполнителем закона, то это, конечно не так.
       И судьи попадают под суд. И как-раз именно закон-то они стараются исполнять, по мере сил.
       Помните? Во Второзаконии, в 1-ой главе, в 17-ом стихе, Моисей называл суд – «делом Божьим», которое поручается этим людям!


       Да, Божий суд, суд Самого Господа, как мы уже говорили, безусловно стоит неизмеримо выше над судом человеческим. И конечной инстанцией в оценке человека является, безусловно, Господь.
       Но это не отнимает у человека право рассуждать и оценивать как самого себя, так и других людей, и обличать, и осуждать, в тех случаях, которые ему позволены Богом!

 

Заключение

 

       Итак, мы сегодня рассуждали о праве христианина рассуждать, судить, обличать и осуждать.

  • Мы увидели, что в Ветхом Завете Господь обязывает человека творить суд и правду.
  • И он подтверждал это многократно в законе и пророках.
  • Мы увидели, что одним из этапов суда является обличение.
  • Мы определили, что судить можно только на основание Слова Божьего.
  • И что человек с нечистыми сердцем и мыслями судить не имеет права.
  • Мы узнали, что, обязаны судить о делах церковных, рассуждая и судя на земле, мы готовимся стать судьями на небесах.
  • Мы определили, что прежде, чем ставить братьев и сестёр на служение в церкви, мы должны рассудить, а достойны ли они получить право служить?
  • Мы обязаны рассуждать о том, что слышим с кафедры и от ближних. И оценивать услышанное с точки зрения Писания.
  • Мы должны особо относится к людям нестойким в вере, и в наших суждениях о них в маловажных вопросах быть к ним снисходительны.
  • Мы должны тщательно изучать и исследовать случаи прегрешений в церкви, и решительно осуждать тех, кто становится на стезю греха.
  • Писание требует публично осуждать согрешивших служителей.
  • Мы обязаны на основании Божьих законов отделятся от мира, предварительно рассудив, в чём именно.
  • Наш суд не должен быть лицеприятен.
  • Наш суд должен быть основан на Писании.
  • Наш суд не должен служить поводом для нашего превозношения и для унижения осуждаемых.
  • В нашем суде мы не должны злословить осуждаемых.

       И всегда нужно помнить, что какое бы решение мы ни приняли в осуждении самих себя или наших ближних, над нами всегда есть Божий суд, решение которого и будет окончательным.


Аминь

                                                                                                                                 Проповедник: брат А.