Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Начало


Цель: Начинай всякое дело с Иисусом Христом.



Первое слово...



         Хочу огорчить тех, кто не имеет возможности… или желания… посещать четверговые Богослужения.
         В прошедший четверг в общине Голгофа произошло важное событие. После многолетнего перерыва опять начались проповеди по изучению Священного Писания.


        С Божьей помощью мы начали изучение послания к Ефесянам и разобрали первые два стиха. Не знаю как вы, а я уже совершенно забыл насколько это увлекательно, интересно и познавательно – изучать Библию именно вот так – стих за стихом!
       И сегодня… я взял на себя смелость начать проповедь с заявления, что мы на нынешнем воскресном богослужении тоже будем изучать Писание подобным,… или почти подобным образом.


       Но поскольку у меня совершенно нет опыта в таких проповедях, я рискну предложить вам начать изучать Библию с самого начала – то есть – с САМОГО-САМОГО НАЧАЛА!..
       Скажите пожалуйста, какое самое первое… слово в Библии?!


 Бытие 1/1 «В начале сотворил Бог небо и землю».


       Итак, первое слово Библии – «В НАЧАЛЕ»
       Вот этим одним словом мы на сегодня и ограничимся… Поскольку опыта у меня в подобных проповедях, как я уже говорил, совершенно никакого, я не рискну посягнуть на целый стих!


       Итак, начало! Я не открою никакой тайны, если скажу, что мы живём в мире, где всё когда-то начинается и когда-то заканчивается, чтобы тут же началось что-то другое:

  • Встаёт утром солнце – и начинается новый день.
  • Бьют 12 раз куранты на Спасской башне – и начинается новый год.
  • Раздаётся первый крик только что рождённого младенца – и начинается новая жизнь.
  • Отходит корабль от пристани – и у кого-то начинается путешествие.
  • Произнесены слова покаяния – и рождается новый христианин.
  • Звучат слова молитвы – и начинается богослужение.

 

       Всё имеет своё начало…

       А теперь я хочу напомнить вам, что есть ещё одна книга в Библии, которая начинается с этого же самого слова:


"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". (Иоан.1:1-3)


       Если бы Господь позволил менять местами места Писания, я бы взял на себя смелость предложить Ему поставить первые три стиха из Евангелия от Иоанна в самое начало Библии:


"1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.2 Оно было в начале у Бога.3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть".(Иоан.1:1-3)

       …и затем дальше – «В начале сотворил Бог небо и землю»…и далее по тексту.


       Или даже так: «В начале было Слово, посредством которого сотворил Бог небо и землю»!!!


       Насколько предыдущим поколениям верующих была бы понятнее суть Мессии, как воплощение Слова Божьего?! Не правда ли?!
       А теперь я попрошу вас вдуматься в смысл только что прочитанных слова из Евангелия от Иоанна:

"1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть".
(Иоан.1:1-3)


       Иными словами, всё, что начало своё существование в этой вселенной – произошло исключительно только через действие Слова ( именно с большой буквы)


       Мне не надо напоминать христианам другие стихи из этой же главы, доказывающие, что Иисус Христос и есть это самое Слово, но я  всё-таки их прочитаю (возможно, в зале есть люди, которые их ещё не читали):


"14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца." (Иоан.1:14)


        Мало того, вторая половина 3-го стиха первой главы утверждает, что в принципе не могло начаться ничего из сотворённого во вселенной без Иисуса Христа:


"14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца". (Иоан.1:14)


       Тогда,… в самом начале,… это было именно так! А что же сейчас?!

 

Начало всего

    

       Давайте просто прочтём несколько мест Писания:


От Матфея 28/18 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.»


       Причём, это не сиюминутная прихоть Бога Отца, восхищённого подвигом Сына на кресте, это обещано Ему за тысячу лет до рождения в образе человеческом, через пророчество в Псалме царя Давида:


Псалтырь 2/7, 8 «…возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе…»


         И повторено через 300 лет через пророка Исаию:


Исаия 9/6, 7 «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».


        В послании к Колоссянам Апостол Павел утверждает об Иисусе:


К Колоссянам 1/16, 17 «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».


       Но… может сказать дотошный исследователь Писания, власть надо всем – это одно, а быть началом всего – это совсем другое!
       Мало ли на земле начинается дел, которые никак Божьими не назовёшь?!
       Войны, преступления, мелкие и крупные грехи и т.д. и т.п.


       Никто не рискнёт утверждать, что, как источник всех начал, Господь Иисус начинал и эти, не очень благовидные дела.

Откуда - хорошо, и почему - плохо?!

 

       Чтобы понять механизм и последствия, если так можно выразиться, хороших и плохих начал – вернёмся к опять к самому началу.


       Выделим ещё одно слово в 1-ой главе Бытия, которое нам пригодиться для оценки всяческих  начал. Это слово – «хорошо»!


       По поводу всего созданного в начале (читаем 4-ый, 10-ый, 12-ый, 18-ый, 21-ый, и 25-ый стихи) Господь шесть раз повторяет – «ХОРОШО»!


       И, наконец, Бог Саваоф заключает оценку всего созданного Им в последнем (31-ом стихе) – «ХОРОШО ВЕСЬМА»!


       Напомню, мы недавно смотрели значение слова «весьма». Оно означает – «БОЛЕЕ, ЧЕМ ОЧЕНЬ».


       Современный человек сказал бы вместо «хорошо весьма», примерно так –  «изумительно, бесподобно, великолепно, безупречно, совершенно»!!!
         …А современный христианин скажет – «благословенно»!!!


       На этом слове мы и остановимся, подытожив 1-ую главу книги Бытия:


Всё, что создал Господь в начале, через Своё Слово, через Иисуса Христа, – БЛАГОСЛОВЕННО!!!


       Но,… прошло совсем немного времени от начала и произошло нечто, что показывает нам, что отнюдь не всё в этом мире начинается благословенно.


       Люди съели запретный плод, положив начало греху, и появилась новая оценка некоторых начал – «ПРОКЛЯТО»!!!


       Прочтём:


Бытие 3/14-19 «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;  терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».


       Подытожим последствия «не благословенного», а точнее, проклятого начала:

  1. Унижение до ползанья на брюхе;
  2. Вместо пищи – пыль;
  3. Вражда;
  4. Поражение;
  5. Скорбь;
  6. Болезни;
  7. Подчинение;
  8. Всяческие препятствия в труде;
  9. Тяжёлый труд;
  10. Смерть.

 

       Невесёлый список!!!


Попробуем теперь разобраться, кто непременный участник благословенных начал, а кто проклятых?


       Начнём с проклятых:


       Как мы видим из 3-ей главы книги Бытия, не совсем удачно начали свою деятельность в только что созданной Богом благословенной вселенной два участника – сатана и человек.


       В свою очередь, Господь Сам в Слове Своём ограничивает источник благословений:


От Матфея 19/17 «…Никто не благ, как только один Бог.»


Иакова 1/17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

 

       То есть, Господь и в начале и сейчас единственный источник благословений, а следовательно и благих начал.

     
       На этом пока остановимся и перенесёмся от начала создания мира ко временам Моисея.



Первенец - как НАЧАЛО!



       Пасхальная ночь, ночь исхода. Миллионы евреев сидят одетые, обутые по своим домам, второпях поедая испечённого на огне ягнёнка, с горькими травами и пресным хлебом. За плотно затворенными дверьми домов, косяки которых окрашены кровью пасхального агнца – хозяйничает смерть!!!


Исход 12/29, 30 «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.

И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца».

       Почему именно первенцы? Что в них такого особенного?


       А вот что! Они – начаток! Они –  начало нового поколения! Они – (если так можно выразиться) начало будущего!


      Если мы взглянем на дальнейшую историю Египта, то увидим, что правление Рамзеса II, при котором происходил Исход – является вершиной могущества Египта, после которого величие его всё уменьшалось и уменьшалось, пока наконец он не превратился в маленькую малозначительную страну, коренное население которой было совершенно перебито серией набегов западных и северных соседей и в нынешние времена заменено полностью арабами, не имеющими никакого отношения к той великой нации, которой считались египтяне в древности.


       Не проклятие ли уничтоженных ангелом-губителем первенцев сыграло определяющую роль в печальном будущем Египта?!


       Но вернёмся к значению первенцев, как начатка нового поколения, начатка будущего.


       Обратим внимание, как поэтично, благословляя своих сынов, говорит Иаков о своём первенце, Рувиме:


Бытие 49/2, 3 «…сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества…»


       Фактически, первенцы – то немногое, что могли начать делать люди на земле – производить себе подобных. И благословение первенцев становилось чрезвычайно важным.


       Но вот что интересно, именно с первенцами у человечества как то не заладилось с самого начала:

 

  • Первенец Адама и Евы – Каин (проклят за убийство собственного брата).
  • Первенец Исаака, Исав, – продал своё первородство за миску похлёбки.
  • Первенец Иакова, Рувим, – польстился на наложницу своего отца и потерял часть своих благословений.


       И, видимо, именно поэтому Господу пришлось взять первенцев под Свой особый контроль:


Исход 13/11-16 «И когда введет тебя Господь в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, - отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, - Господу, а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай.

И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это?

То скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта».

       Первенец искупленный становился в Израиле залогом благословения  других рождающихся в роду детей и последующих поколений в народе Божьем.


       Я уже почти 10 лет верующий, но  меня по прежнему поражает в Библии то необъятное количество значений и смыслов, которые каждый день продолжают для меня открываться в каждом из малейших шагов Бога во вселенной:


       Не знаю, или Адам сказал своим сыновьям, или они сами чисто интуитивно почувствовали, что лучше для человека, чтобы его начатки были благословлены Богом.

 

Начатки ли пренесены Каином?


Бытие 4/3-5 «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,  и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.

И призрел Господь на Авеля и на дар его,  а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его».


       Я прочитал эти стихи и внезапно увидел, что не написано, что Каин принёс именно начатки, но написано, что Авель принёс первородное – то есть, первенцев, начатки, от стада своего.


       Может быть поэтому Богу не понравилась жертва Каина?


       Настало время, когда Господь совершенно определённо ввёл постановления для благословенного начала трудов человеческих:


Исход 22/29 «Не медли [приносить Мне] начатки от гумна твоего и от точила твоего…»


       Хочешь жить благословенно на земле? Приноси начатки Богу – и таким образом, как бы Он сам становиться в начале твоих трудов, благословляя их.


Ещё один первенец – Исаак.


        Потрясающее, по кажущейся противоречивости самой сути Бога, и по невиданному по глубине смыслу, требование Его к Аврааму – принести в жертву своего первенца, своего любимого сына Исаака!


       Почему такое, казалось бы, вопиющее противоречие?
       Мы уже знаем из Писания, что Бог в принципе отвергает человеческие жертвоприношения – и тут такое требование?! Ведь Господь пообещал Аврааму, что именно через сына Сарры,  Исаака, придут к его потомкам чудесные обетования! 

       Только читая последующие главы Библии становиться понятным, какой глубокий смысл был заложен в действе на горе Мориа:

  • И пример заместительной жертвы – как прообраза жертвы Иисуса Христа;
  • И обозначение места, где будет принесён в жертву Спаситель;
  • И испытание удивительной веры Авраама в Бога, через которую миллиарды людей смогли познать спасение по вере.
  • И прообраз закона о выкупе первенцев.
  • И получение потрясающих благословений самим Исааком – богатство и успех во всех делах, 180 лет жизни от самого начала и до самого конца прошедшей в земле обетованной, и созданный на первоначальных Божьих принципах брак –  единственная и любимая жена – Ревекка.

 


        Не от того ли такое благословение, что даже при отсутствии пока ещё закона о выкупе первенцев кровью заместительной жертвы – Исаак-таки был искуплен таким образом, и получил благословения от Бога для себя, и через него  открылся путь ко всем обетованиям, как для его потомков, так и для прихода в мир Спасителя!!!

 

Первенец первенцев...

 

        И, наконец, ещё один первенец, как начало каждого из нас, как начало церкви, как начало спасения – Иисус Христос!
        Второй раз в истории вселенной Бог вновь, посредством Своего Слова, которое стало плотью, создаёт нечто удивительное и благословенное – возможность спасения для любого человека.


       Первенец девы Марии, Богочеловек Иисус, совершает то, что под силу только Богу – благословенное (доброе) начало великого дела, соизмеримого с созданием вселенной – дела спасения человечества!!!
       В этом торжествующем слове: «Совершилось!» –  которое Господь прошептал в миг смерти на кресте, заключен не только смысл завершения Его миссии на земле. Этим словом фактически Господь обозначил мгновение начала действия благословенного Нового Завета.


       В бизнесе есть такая формулировка договора между партнёрами – договор вступает в действие после произведения предоплаты. То есть, сделка считается совершённой после того, как покупатель заплатил деньги – именно в этот момент он становиться владельцем проданного ему товара!


         В следующую секунду после смерти Спасителя на голгофском кресте любой верующий в Него мог совершенно справедливо заявить – я – искуплен, все грехи мои прощены Богом, я – спасён от власти греха надо мной,  я – абсолютно чист, я – имею жизнь вечную, потому что только что мой Спаситель, Иисус Христос, заплатил за меня выкуп – собственную земную жизнь!!!


       Как мы видим, только в тех делах, в начале которых присутствует Господь, то ли лично, то ли через свой контроль через установленные правила для начала всевозможных дел – будет благословение и успех.

 

Наши начала...

 

       Началась эра церкви, в которой и мы сейчас более или менее благополучно живём.
      И хотим мы того или нет, каждый из нас постоянно или время от времени начинает те или иные, большие или маленькие, важные или не очень дела.
       И мы, слава Богу, уже не халдеи какие-нибудь неверующие – мы гордо заявляем: Мы христиане! Мы находимся под защитой самого благого Бога! Иисус Христос – наш Спаситель ходатайствует за нас перед Богом Отцом!


      Так почему же не все наши дела успешны?! Почему часто мы, простите за грубость, «вляпываемся» в такое, что и назвать не удобно?!
       Причин несколько, и все их рассмотреть сегодня мы не сможем просто по недостатку времени.


       Но то, что связано с началом каждого нашего дела, мы попытаемся исследовать.


Начнём с реальных и простых дел

 

  •        Кто сегодня утром, открыв глаза, первое что произнёс, сказал: Господь, слава Тебе! Благослови предстоящий день и все мои дела в нём!
  •        А кто делает это каждый день?!
  •        Кто садясь за стол просит Господа благословить пищу?!
  •        Кто выходя из дому просит благословить выхождение, весь сегодняшний путь и возвращение домой?
  •        Кто начиная всякое дело сначала просит Божьего благословения на него?


         Прекрасно! Значит одна из главнейших причин, по которым может случится неудача в делах вашей жизни –  отсутствует!


       А теперь немного сложнее:

 

  • Когда каждый из присутствующих, включая и меня самого, просил у Бога благословения на то, чтобы сегодня, мы наконец снова, как и много лет тому назад начали благовествовать, и чтобы Бог послал мне человека, которому я мог бы рассказать об Иисусе Христе?
  • Когда мы последний раз молили Господа о том, чтобы в нас начал действовать ещё один, новый дар Духа Святого, а не только говорение на языках, которое есть почти у всех?
  • Когда мы последний раз просили благословения у Господа на начало своего нового служения в церкви?


       Мы хотим, чтобы земные дела наши были успешны? Путь к этому известен:


От Матфея 6/33 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».


       В расширенном переводе: Ищите сначала Царство Божие и праведности его, и тогда всё земное вам будет как дополнение дано Богом.


А вот с делами праведности у нас совсем сложно.


       Мы слышим не совсем нравящийся нам псалом, или не очень устраивающую нас проповедь, или видим не очень высокую духовность или не совсем благовидные качества нашего брата и сестры. И что мы начинаем делать? Правильно! Судить!


       А как же с этим?


От Матфея 7/1-5 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?  Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? 

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего».


К Римлянам 14/4 «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает.

И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».


       В церкви есть начальствующие, которые несут страшную тяжесть права судить – предоставим им это, они поставлены на это Богом и перед Ним за это отвечают!


       Зачем начинать то, что может вернутся той же мерою в нашу собственную жизнь?!
        А уж если, не дай Бог, брат или сестра в чём-то лучше нас – лучше молится, более духовна, успешнее в служении, благополучнее в браке, удачливее в бизнесе, талантливее или, что почти невозможно, умнее и, какой ужас, красивее? Что мы начинаем делать? Совершенно верно! Завидовать!


       Но Слово Божье призывает нас:


Иакова 3/13-16 «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 

Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».


        И если мы не хотим, чтобы в нашей жизни началось «неустройство и всё худое» – давайте даже на миллиметр не будем давать зависти место в наших сердцах!


      А как насчёт того, чтобы даже в малом не обманывать никого? Потому что именно с маленького обмана, начинается большая ложь! А отец лжи нам известен!
       У нас с этим всё в порядке?!


      Обращаюсь теперь исключительно к братьям... Начинаются тёплые дни. А потому я дерзну напомнить вот это:


От Матфея 5/28 «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».


       А теперь обращаюсь к сёстрам:


От Матфея 18/6 «…а кто соблазнит одного из малых сих (это - о братьях! :).,…  той лучше было бы, если бы повесили ей мельничный жернов на шею и потопили её во глубине морской».


       Прости мне Господи, что я позволил себе изменить с мужского на женский род союзов в этом стихе!


       Дорогие сестрички! Помните! Вы в церкви, а не на вечеринке! Зачем вам навлекать на себя такое страшное проклятие?! Ожерелья в виде мельничного жернова давно не в моде! Будьте осторожны в одежде, особенно летом!
       Ведь с простого взгляда может начаться прелюбодеяние!


      Я не буду подробно останавливаться на показном благочестии в милостыне, молитве или посте, с которых начинается духовное фарисейство.

  • Милостыня – должна быть тайной!
  • Молитва – тихой, краткой и личной!
  • Пост – абсолютно без всяких внешних признаков!

 

        Это не я придумал – так повелел Иисус (смотрите 6-ю главу Евангелия от Матфея).


        А в современной церкви  духовность орущая, почему то считается настоящей, а вот тихая – вообще за таковую не признаётся! Как это можно согласовать с Писанием? По моему даже Богу не известно, как…!


        Начнём делать в нашей духовной жизни то, что уже давным-давно благословлено Богом:

  • Давайте любить Бога и ближнего своего!
  • Давайте искать Царствия Небесного и славы Его!
  • Давайте просыпаться от духовной спячки, чтобы не проспать конец света.
  • Давайте прославлять Бога, и поклоняться Ему, и служить Ему.

 

       Ибо всё это благословлено Им от начала!


Подведём некоторые итоги:

 

  1. Мы сегодня говорили о началах благословенных и проклятых.
  2. Мы вспоминали о первенцах, как находящихся под особым вниманием Бога начатках будущих благословений или проклятий.
  3. Мы говорили о том, что только благословлённые Богом начала ведут к благословенным делам.
  4. Мы посмотрели на желательные и не очень начала в наших собственных материальных и духовных предприятиях.

 

       А в заключении я хочу привести найденную мной старинную пословицу: С Бога начинай, и Господом  заканчивай!


       Примите это как рецепт благословений в началах всех дел наших.


Аминь! 

                  
        А теперь я хочу обратиться к тем, кто ещё не стал сыном или дочерью Божьей. Не хотите ли вы сегодня начать нормальную, благословенную жизнь.
        Только то, что начинается с Богом, имеет будущее:


       Я хочу обратиться к вам словами из Библии:


 Второзаконие 30/19, 20 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие.

Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле…» 

                                                                                                                                        

                                                                                                                                         Проповедник: брат А.