Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com
Навигация

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


"Воскресение дочери Иаира", Репин

Воскресение дочери Иаира

 

Евангелие от Марка, глава 5-я, стихи 21-24; 35-43.

       "Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
       И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
[Иисус] пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его...


       ...Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
      Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
      Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
      И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
       И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. [Видевшие] пришли в великое изумление.
И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть".

 

 

Автор: Репин Илья Ефимович (1844-1930 г.г.)

Время создания: 1871 г.

Место создания: Россия, Санк-Петербург

Материалы: холст, масло

Размеры: 2,29  м х 3,82 м

Экспозиция: Россия,Санкт-Петербург, Государственная Русский Музей

 

 

История создания картины

 

       В 1871 году для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема «Воскрешение дочери Иаира». Победитель награждался Большой золотой медалью и правом шесть лет жить за границей на казенный счет.
Главными претендентами были два товарища: Илья Репин и Василий Поленов.

       Они познакомились еще на уроках рисования с натуры. Точнее перед ними, когда шла битва за лучшие места. В этом классе были и амфитеатр, и бельэтаж, где можно было вольготно усесться, но студенты предпочитали место рядом с натурщиком. Там были жесткие, низкие сиденья. Они назывались «в плафоне». Отсюда лучше получались рисунки – модель ведь стояла близко. Поэтому, когда дверь в класс отворялась, толпа ураганом неслась вниз. Под мышкой у каждого было полено, им отмечались занятые места. В этих баталиях Илья и Василий часто оказывались рядом. «Поленов, - вспоминает Илья Ефимович, - очень любил плафон и всегда отдавал не имевшему места свой номер в бельэтаже. На скамьях амфитеатра полукругом сидело более полутораста человек. Но тишина была такая, что скрип ста пятидесяти карандашей казался концертом кузнечиков, сверчков или оркестром малайских музыкантов».
 

       Кроме страсти к учебе, и одинакового возраста – оба родились в 1844 году – они были совершенными противоположностями. Невысокий, быстрый Репин. Высокий, рассудительный Поленов. Сын военного поселенца из Харьковской губернии, приехавший в столицу со ста рублями. И коренной петербуржец из дворянской семьи. Отец Поленова был известным дипломатом и археологом. Да и сам Василий Дмитриевич параллельно с Академией учился в университете на юриста. Для Репина другого пути, кроме как стать художником, не было: выиграет он в этом конкурсе или нет. Для Поленова, наоборот, многое зависело от того, как он справится с конкурсным заданием.

 

 

Описание картины

 

 

       На картине Репина изображен тот момент, когда Иисус берет за руку девушку.

       Иисус одет в синюю накидку, из под которой выступает красная ткань. Справа от него (слева от зрителя) лежит девушка на ложе, покрытом белыми тканями. На голове у нее венок из белых цветов. Левее стоит стол, покрытый темной скатертью. На столе стоит подсвечник и чаша. Сверху подсвечника, в стене видна ниша, прикрытая темной занавеской. Сверху, над фигурой Христа — драпировки из красной ткани. Правее стоят родители девушки. Мать в черной, отец в серой накидке. У отца на голове белый головной убор. На заднем плане видна фигура человека около входа в дом.

       Справа на полу лежит свернутый ковер.

       Центральную часть картины занимает фигура Христа, полная внутренней сдержанности и спокойной величавости позы, в строгой красоте и ритмичности драпировок. Лицо Христа — живое и естественное в своем спокойствии и величии мудреца. Его руки — руки простого человека с выступающими жилами, их жест прост и торжественен. Голова девушки тоже написана красиво и естественно. Она жизненно и классически обобщена. Она не мертва, но спит. Одежды Христа и драпировки ложа написаны пластически сильно и красиво, гармонично и эмоционально-выразительно. Виден контраст более сложных и многочисленных складок белой ткани, покрывающей ложе. Это усиливает рельеф фигуры и придает спокойную величавость. Натюрморт в левой части картины частично не дописан. Но он выразителен силой передачи материала скатерти с бахромой, тяжелого металла чаши и светильника, полностью написаны лишь огонь и верхняя его часть.

       В лице родителей девушки видны одновременно испуг, надежда и удивление.

       Очень красива игра теплого желтого света на холодном приглушенном серовато-белом цвете драпировки ложа.

       Разделяя картину освещением по диагонали на более светлую левую и погруженную в тень правую сторону, Репин достигает колористической обобщенности полотна. Он пишет в полутоне белую драпировку ложа.

       Красный хитон Христа, освещенный светом светильника, находит отклик в темно-красном занавесе и далее в одеждах старика и стоящего справа от него молодого человека. Так же на металле утвари, на полу справа, как бы замирают последние отблески света, который сосредоточен на ложе. Вся красочная гамма картины хорошо сгармонирована и сдержанна.

       Вот что рассказывает сам Репин о работе над картиной в своей книге «Далекое близкое»:

       «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Я испытал это, когда писал академическую программу «Воскрешение дочери Иаира». Более месяца сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движения и главным образом искал красивых линий пятна и классических форм в массах. В то же время под влиянием разговоров с Крамским, я все более устанавливался в отрицании и классического направления и академической школы живописи, во имя нашей русской реальной самобытности в искусстве. Наконец дошло это до того, что я решил совсем бросить Академию художеств, выйти из Академии, на свой страх, в жизнь и начать по новому».

      Когда Репин шел от Крамского к себе, он вдруг подумал: нельзя ли эту же тему — смерть дочери Иаира, начать писать так, как у него в воображении хранится сцена смерти его сестры Усти, как это поразило его и семью.

       На следующее утро Репин стал стирать тряпкой с холста плод четырехмесячной работы. Он вытирал только светлые места и обнаружил то, что ему показалось очень замечательным — сильные контрасты света и тени. Стерев все ненужное, Репин начал работать углем, размещая фигуры и предметы. Затем он зафиксировал уголь и стал работать краской «черная кость» (Beinschwarz). Он покрывал ею темные места на холсте. И к вечеру то, что получилось, его так впечатлило, что, как он пишет, вызвало дрожь по спине.

       Картина И.Е.Репина «Воскрешение дочери Иаира» было написана на сюжет из Евангелия, заданный академической программой. Репин по некоторым соображениям не хотел браться за эту тему. Ему не нравилась политика Академии, то, что  им диктовали, что и как нужно делать. Не было свободы творчества. Но накануне художник вспомнил моменты своего детства. Вспомнил смерть своей любимой сестры Усти, свои переживания. Он как бы прожил заново те трагические дни. Всё в этом произведении — люди, предметы, свет — всё это воплощенные в образы переживания художника. Здесь трагедия и надежда. Смирение с неизбежностью и вера в чудо. Христос подошел к ложу умершей девушки. В его взгляде скорбь и спокойствие. Девушка не похожа на умершую. Скорее она спит. На лице старика-отца, смотрящего на эту сцену, отражены все чувства и эмоции, присущие человеку в такой ситуации — это и скорбное смирение с неизбежностью, и надежда на чудо. Все персонажи этого полотна наделены настоящими, присущими человеку качествами. В них нет ничего такого, что бы вызвало недоверие, сомнение. Глядя на них, можно сказать — это правдивое, жизненное описание событий. В картине не ощущается мифологизм. В ней — жизнь. Даже с помощью обычных вещей, составляющих убранство дома Иаира, Репин дополнил эмоциональное воздействие полотна. Ничто не режет глаза, ничто не отвлекает внимание от главного — сцены чуда воскрешения. Все на картине застыло в ожидании. Вокруг события — трагическая тишина. Борьба прошлого и будущего. Синеватого сумрака утра с вечерним освещением трехсвечника у изголовья девушки. Уже по этой дипломной работе видно, что Репин большой мастер, в совершенстве владеющий не только техникой живописи, но и способный правдиво и точно передать психологическое состояние персонажей своих полотен. И большая золотая медаль, которую он получил за эту работу, тому подтверждение.

       Произведение Репина написано с таким блеском живописного дарования, какого тогдашняя русская живопись еще не знала. Казалось, Репин превзошел самого себя. Это было совсем неожиданно — сдержанность и суровая красота, которыми проникнута вся композиция картины.