Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
"Медный змей", Бруни
"Медный змей"
Книга Чисел, 21-я глава, стихи 4-9
"От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив".
Автор: Бруни, Федор Антонович
Год создания: 1841г.
Материал: Холст, масло.
Размеры: 5,65м х 8,52м
Место создания: Рим, Италия
Экспозиция: Россия, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Содержание картины
В правой части картины преобладают слепой ужас и смятение: отшатнулся от ползущей змеи старик в красном плаще, мужчина в развевающейся накидке пытается спасти свою жену. Молодая женщина в полосатом покрывале ищет защиту в объятиях мужа; ее черты имеют сходство с итальянкой Анжеликой Серии, супругой художника.
С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. Сурово выглядят и сам Моисей, охваченный пророческим порывом, и выступающий слева от него Елеазар в одеянии верховного жреца, и сплотившиеся вокруг священники-левиты. У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди.
Все фигуры резко очерчены и прописаны пластически четко, сложность ракурсов и экспрессивная выразительность поз подчеркиваются холодным освещением. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловеще нависшие вдали громады скал и безжизненная каменистая почва первого плана довершают впечатление обреченности.
Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».
Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.