Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
Учиться ли проповедовать?
Учиться ли проповедованию?
Бог научит, но учиться - нам!
Будет ли Бог говорить за тебя?
Говорить умеют большинство людей. Интересно и ясно излагать свои мысли – только очень немногие. Среди многих христиан бытует убеждение, что для свидетельства и для проповедования Христа не нужно уметь хорошо владеть речью. При этом ссылаются на несколько мест Библии:
Первое место Писания из книги Исход. Спор Моисея с Богом:
Исход 4 "10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. 11 Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? 12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. 13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. 14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; 15 ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; 16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога"
Как аргумент противниками необходимости повышать свой уровень красноречия, используется ссылки на то, что, если будет нужно, Господь даст и слова и способность их расставить. Но Бог говорит, что Он НАУЧИТ Моисея, а отнюдь не то, что Он будет говорить за него. Когда нас учат – мы, в свою очередь, должны прилагать усилия, чтобы научиться.
Однако мы заметим итог препирательства Моисея с Господом: Иегова, хотя и разгневался на Моисея, но согласился с ним в том, что он действительно не особо речист, и «подключил к процессу» его старшего, более красноречивого брата.
Второе знаменитое место Писания, поднимаемое на щит не желающими учится связно и увлекательно говорить, но считающими, что Бог будет работать за них, когда надо говорить Слово, находится в Евангелии от Луки (Матфея, Марка):
От Луки 12
"11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить."
Обратим внимание, что говорится о том, что Святой Дух опять же НАУЧИТ НАС В ТОТ ЧАС, когда поведут в суд за веру в Иисуса Христа. Ни о благовествовании, ни о проповеди здесь даже слова нет. Немудрое у Бога – мудрее человеческой мудрости.
Однако, есть места Писания и о благовествовании:
1-е Коринфянам 1/17
"Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия".
В этом отрывке апостол под премудростью слова имеет в виду не качество речи, а её неприемлемость для мирян по сути. Мир воспринимает христианские истины как безумие.
1-е Коринфянам 2 «1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, 4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, 13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным».
Здесь Павел подчёркивает приоритет духа и силы над красноречием, и подчёркивает, что он пользуется в своих речах мудростью не мирской, а полученной свыше (не думаю, что она хуже по качеству мирской мудрости).
2-е Коринфянам 10 «10 Так как [некто] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [его] незначительна, - 11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично».
И в третьем отрывке Павел, напротив, решительно не согласен, что глубина, сила и убедительность его устной речи намного ниже, чем в его письменных посланиях. Таким образом, во всех трёх местах Писания апостол отстаивает необходимость того, чтобы речь благовестника была духовной, сильной, мудрой и убедительной.
Из нашего духовного опыта мы знаем, что больше всего мы благовествуем, когда только приходим к Богу, и благовествуют практически все без исключения. Не взирая на то, умеет ли человек говорить складно или нет. И в личном общении с неверующим, действительно, важнее огонь веры в глазах говорящего, чем красота фраз. И каждый из нас на личном опыте убеждался, что иногда, то, что мы говорили в этих пламенных речах к нашим неверующим друзьям или родственникам, находилось далеко за границами наших речевых возможностей, и наверняка сам Бог давал нам силу и слова для свидетельства.
Уметь или не уметь?!
Но мы выходим на кафедру в абсолютном большинстве случаев не для того, чтобы посрамлять неверующих, а для того, чтобы учить верующих. Давайте задумаемся над словами апостола, которые он говорит по поводу говорения на иных языках без толкователя.
1-е Коринфянам 14 "9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер".
Как часто бывает, что проповедующий на русском языке, для слушателей вроде говорящего на иных языках без толкователя, или на иностранном без переводчика. Он или не может толком изложить свои мысли, или косноязычен настолько, что речь его совершенно непонятна.
Многому учит пример Аполлоса:
Деяния 18 "24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. 27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к [тамошним] ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, 28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос".
Павел ставит Аполлоса в один ряд с собой и Петром, подчёркивая его особенное красноречие и знание Писания:
1-е Коринфянам 3 "22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше;"
Иногда приводят 21-тый стих из 1-е Коринфянам 1 гл., в качестве своего оправдания в неумении или нежелании говорить ясно и интересно:
1-е Коринфянам 1 "21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих".
Однако такие люди сознательно или неосознанно избегают чтения дальнейших стихов послания:
"22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков".
Откуда понятно, что юродство проповеди не в отсутствии в ней ясности или убедительности, а во внутреннем смысле самой проповеди, который и является соблазном для иудеев и безумием для эллинов. А дальнейшие стихи вообще всё ставят на своё место, утверждая, что самая простая истина Божья (которая, конечно, не проста для человека и, уж тем более, не безумна) намного мудрее мудрости человеческой.
От Божьей мудрости я бы хотел взять сегодня несколько стихов из Писания, чтобы ещё раз подчеркнуть важность умения хорошо излагать свои мысли:
Притчи 15 "2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость".Притчи 16 "23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его".Притчи 18" 21 Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его".Притчи 25"15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость".
Бог использует нас для свершения своих дел на земле. И Он хочет, чтобы те таланты, которые он даёт нам для этого, – приносили прибыль для Его Царства. Мало этого, приносящим прибыль, Он обещал добавить таланты. Я думаю, что очень важным талантом является талант проповедника и учителя. И в добавлении к нему не помешает и другой талант – умение строить ясную, интересную и убедительную речь для назидания церкви Божьей.
Будем совершенным инструментом в руках Божьих.
Людей, по разному владеющих своей речью можно сравнить с электродрелью:
Пока она в сеть не включена – ей можно разве что орехи колоть. Так и человек не умеющий говорить и рассказать толком ничего не может. Если дрель включена, но в неё не вставлено сверло – она может только жужжать. Человек, который не может излагать осмысленно то, о чём хочет сказать, только сотрясает воздух. Чем большим количеством насадок укомплектована дрель, тем большее количество операций она может делать: сверлить в дереве, металле, бетоне, долбить стены, закручивать и выкручивать винты и саморезы, нарезать резьбу, полировать, разрезать дерево, металл, бетон, забивать гвозди и т.д. и т.п. Человек владеющий многими приёмами речи может совершать удивительные вещи – убеждать, заставить плакать и смеяться, поднять на бой и склонить к миру, доказать свою правоту и убедить в неправоте противника, разбудить чувства и угасить их, воодушевить и вызвать разочарование. Истинно «жизнь и смерть во власти языка».
Умение ясного и увлекательного изложения своих мыслей всегда высоко ценилось в обществе. Люди, обладавшие этим даром, становились проповедниками, писателями, ораторами, адвокатами, вождями и т.п. И наука о правильной, убедительной и интересной речи – риторика, по тем сведениям, которыми пока обладает человечество, зародившаяся в 5 веке до Р.Х. в Греции практически во всех цивилизованных странах преподавалась и продолжает преподаваться в течении 25 веков в основном именно в духовных учебных заведениях.
К сожалению, за многовековую историю развития риторики, она претерпевала такие периоды, когда смысл её как науки и искусства совершенно искажался. И в последние времена повсеместно складывается мнение, что риторика является искусством красиво говорить. Но это всё равно, что сказать о кулинарии, что это наука о том, как жарить рыбу, забывая о всех остальных блюдах и продуктах.
Место риторики в проповедовании Слова Божьего.
Риторика – это прежде всего наука убеждения, а красивая речь – только её небольшая и отнюдь не главная часть.
Для того, чтобы тебе поверили твои слушатели, ты должен в такой форме и таким образом рассказать им о предмете, чтобы твои мысли, которые заложены в твоей речи, твои слова, при помощи которых ты излагаешь эти мысли, и всё твоё поведение во время их изложения, – неопровержимо доказывало твою правоту, воздействуя как на разум, так и на все чувства твоих слушателей. При этом важно во время своей речи удерживать постоянный интерес слушателей к предмету и предельно ясно излагать суть.
Риторика включает в себя следующие шесть больших разделов:
I. Искусство подбора материала
II. Искусство организации проповеди
III. Искусство построения фраз
IV. Искусство произнесения речи
V. Искусство внешнего поведения
VI. Искусство запоминания материала
При этом общим фундаментом всех шести частей риторики является её направленность на УБЕЖДЕНИЕ слушателей и все инструменты риторики используются именно для этого.
Средства убеждения присутствующие во всякой проповеди можно разделить на три больших класса:
1. Средства, обращающиеся к разуму слушателя. Сюда входят логические и паралогические (близкие к логике) способы доказательства правоты проповедника.
2. Средства, обращающиеся к человеческим нормам поведения. Сюда включаются все внешние (включая и речевые) признаки проповедующего, как человека достойного доверия и убеждённого в своей правоте.
3. Средства, обращающиеся к чувствам слушателей. Те приёмы риторики, которые позволяют вызвать в слушателях чувства, которые могли бы повлиять на их мнение по излагаемой теме и склонить их принять позицию проповедника, как свою.
Мы начнём наше изучение риторики с искусства выбирать темы проповедей.
Глава из монографии Нэта Юбера
"Христианская проповедь -
от замысла до анализа результатов".
"Полный курс
практической риторики
для христианских проповедников"